Пример 7: Творческие муки

Писатель Евгений показал свою первую книгу своему другу Ярославу. Ярослав был очень начитанным, эрудированным, хорошо разбирался в литературе. Евгений был удивлен тем, что Ярослав а) прочитал книгу б) она ему понравилась. Евгений не чувствовал в себе уверенности и Ярослав предложил стать редактором этой книги. «Я тебе отредактирую всё бесплатно» - говорил он — «Но ты же понимаешь, написано хорошо… Но плохо. Сам видишь — там есть много несостыковок, нам нужно многое обсудить». Евгений, конечно, понимал, что всё не идеально — всё-таки первая книга, и мнение более опытного товарища, а Ярослав очень хорошо разбирался в литературе, было для него очень важно. Начинался сентябрь… Они по главам проходили по книге обсуждая персонажей, хитросплетения сюжета. В душе Евгений понимал, что книга конечно нуждается в доработке, но если она уже хороша, то немного поправив спорные моменты, её можно нести в издательство, но понимал, что дело это ответственное, и нужно сделать максимум, чтобы убедиться, что книга хорошая.

Тут сразу важно отметить, что Ярослав — объективистИнтерпретация ситуации и фактическая оценка её развития; восприятие информации строится на оценке личного о... More этикАкцентирование на основном варианте в мышлении. Понимание что хорошо и что плохо. и он привык рассматривать любое произведение с разных точек зрения и выносить ему определенную оценку. Отсюда эта парадоксальная фраза «хорошо, но плохо», она касается почти всех вещей в его понимании, кроме тех, которые «плохо, но плохо», «плохо, но ужасно». Евгений не спорил с тем, что недочеты есть, как рассудительныйПриоритет поиска вариантов решения над самим решением. Для нервной системы характерно состояние расслаблен... More он и не торопился издавать книгу в сыром виде, он знал, что можно сделать лучше и в этом доверился опыту товарища и даже не подгонял его, работа должна быть сделана качественно. Ярослав — тоже рассудительныйПриоритет поиска вариантов решения над самим решением. Для нервной системы характерно состояние расслаблен... More, и как будет видно в дальнейшем повествовании, тоже не склонен к конкретным действиям.

Они детально обсудили почти четверть книги, наметили спорные вопросы, и дальше Евгенй уже работал сам. Работа не приносила ему удовольствие — в своем понимании книгу он уже завершил и написание второго слоя не добавляло больше ни энтузиазма ни качества.

В феврале, когда книга была почти готова, Ярослав пришел к Евгению. Они как обычно поговорили о литературе, о философии пост-модернизма, Наконец Евгений подошел к сути вопроса: «Знаешь, я ведь тоже хочу писать книгу. Но дома я не могу сосредоточиться и давно планировал переехать в другой город. И пришел я к тебе с коммерческим предложением: не хотел бы ты стать меценатом, а по сути одолжить мне денег, на время. Я обязательно их верну, я умею зарабатывать деньги, но конкретно на данном этапе жизни, я хочу сосредоточиться на творчестве». Евгений в то время неплохо зарабатывал, а также считал Ярослава своим другом и думал, что с его познаниями в литературе, тот несомненно должен написать что-то стоящее. Но, конечно, прежде всего, ему хотелось издать свою книгу, над которой он так долго работал. «Хорошо, но в договор включается редактура, а также издание моей книги. У тебя будет достаточно времени — ты сможешь поработать над своей и закончить мою». Так они и договорились: Ярослав пишет свою книгу и редактирует книгу Евгения, а тот в свою очередь оплачивает его переезд в другой город.

В конце марта Евгений выслал свою последнюю версию с учетом всех правок, о которых говорил Ярослав. По договору, в конце апреля он должен был её отредактировать, летом — начать переговоры с издательством. Но Ярослав не сделал редактуру в апреле, и Евгению пришлось приезжать к нему обсуждать произведение в мае, затем в сентябре, затем в октябре… Аргументация Ярослава звучала примерно так: «Ну ты понимаешь, написано хорошо… но плохо. Я пытался и так и так… Эта книга, это же метафизический реализм!» «Мета-что?» — не понял Евгений. Прежде Ярослав определял жанр его произведения как «городское фэнтези», затем «магический реализм»… Но какое это отношение имело к процессу редактуры? «Нужно добавить больше метафизики» — заявил Ярослав, «почитай вот этого писателя, чтобы понять что я имею ввиду». Евгений почитал и добавил ещё несколько эпизодов. Но Ярослав всё равно не был удовлетворен результатом и Евгений наконец поставил ему четкий дедлайн: отредактируй до 5-ого ноября.

Когда Евгений приехал в очередной раз к Ярославу, тот заверил друга, что он всё сделал, но нужно поговорить. Вечером, раскрыв бутылку виски, чтобы отметить окончание длительного сотрудничества. «Ты мой лучший друг,» — говорил Ярослав, «и я должен тебе честно сказать, я отредактировал, а потом перечитал и понял, что это больше не роман, а текст. Его можно издавать, но это будет плохая книга». Евгения к тому времени уже мало заботило мнение Ярослава, он прежде всего стремился издать книгу. «Хорошо, я понял, это твое личное мнение, но давай, другие люди почитают её». На что Ярослав ответил: «идея в книге хорошая, но сюжет, но персонажи… Я верю в тебя как в писателя, давай ты отложишь её на годик, а лучше на два, и потом всё перепишешь.» Евгению это начало надоедать. Переписывать он ничего не собирался, а главное, он понимал, что больше уже не хочет, а главное не сможет переделать так как хочет Ярослав. Если всё переделать — это будет совершенно другая книга. Он начал требовать отдать редактуру, но Ярослав намертво отказался отдавать её: «ты сразу пойдешь издавать её, а потом книга провалится, а она провалится. Ты потеряешь веру в себя и больше не будешь писать, и я не хочу быть к этому причастным». Возражения Евгения, что это вовсе не проблемы Ярослава не возымели эффекта. Он отказался отдавать редактуру, участвовать в издании книги, а деньги он все потратил. Разочарованный Евгений уехал домой, сожалея о потраченном времени, а также о том, что человек, которого он считал своим другом цинично кинул его.

Банальный итог для Евгения можно резюмировать так: не нанимайте друзей к себе на работу и давайте в долг друзьям только под расписку. Друг, действуя в своем представлении во благо общей цели, может подставлять весь проект, и при этом шантажировать вас дружбой.

Но важно в этой истории другое. Мы можем проследить схему мышления Ярослава и Евгения, чтобы понять, почему они действовали так, а не иначе. Напомним, они оба рассудительные и совместно согласились не торопиться и изданием книги. Оба —объективисты и оценивают произведение не само по себе, а думают о том как его воспримет аудитория. Но принципиальная разница в том, Евгений беспечныйФиксирование внимания на новом при анализе ситуации; склонность пренебрегать предыдущим опытом; склонность ... More — он хотел показать свою работу другим людям и узнать другие точки зрения, а Ярослав предусмотрительныйУчет предыдущего опыта при анализе ситуации; склонность пренебрегать тем, что ситуация изменилась; действия ... More — он считает, что рассмотрел ситуацию со всех сторон и может говорить за всех читателей книги. Он «предусмотрел» провал и отговаривает Евгения даже пробовать публиковать её.

Они оба стратеги — оба беспрекословно следовали к своей цели, только Евгений хотел видеть книгу изданной, а Ярослав — идеальной. Ярослав — процессерВосприятие любой деятельности, как беспрерывного процесса, в который происходит погружение. Один процесс мо... More, начав работать над чем-то, он не может остановиться, работая над книгой, он не мог закончить её, а результатНеобходимость подведения промежуточных результатов любой деятельности, ориентация на достижение итога дей... More, как мы видим, его мало волновал. Ему было приятно продолжать заниматься одним и тем же делом и он тянул его сколько мог, даже когда он объявил Евгению свое решение, он не поставил точку, он предложил продолжить работу через пару лет. РезультатерНеобходимость подведения промежуточных результатов любой деятельности, ориентация на достижение итога дей... More Евгений ставил целью именно издательство книги. Пока она не издана, она по факту для него не существует, постоянный перенос сроков демотивировал его.

Тут мы впервые могли наблюдать рабочий конфликт статика-динамика: Ярослав по дружески советует: «отложи работу на годик-второй, потом посмотришь, переделаешь». Евгений считает это невозможным. В представлении динамикаИнформация, выражающая изменяющиеся параметры или состояния объектов или связей. Например: «Машина едет по д... More, мир существует только в том виде, в котором он есть сейчас, и вернувшись к роману, через год или два, он уже не сможет вспомнить те контексты и те мысли, которые сопутствовали его написанию. Через год-два его увлекут совсем новые темы и идеи, а возвращаясь назад он просто испортит то что было раньше.

Могло ли их сотрудничество проходить более продуктивно? Скорее всего необходимо было соблюсти все формальные стороны общего дела: составить план работ, наметить дедлайны, и четко разграничить роли заказчик-исполнитель (что в творческом деле весьма сложно). БеспечныйФиксирование внимания на новом при анализе ситуации; склонность пренебрегать предыдущим опытом; склонность ... More иррационалПервичное восприятие информации в виде образов (сенсорных или интуитивных), мышление строится из набора обра... More Евгений не сделал этого, и был вынужден искать нового редактора.