Введение

Представьте, что у вас есть мозг.

А теперь представим, что мозг есть не только у вас, а и у всех представителей вашего вида, но работает он у каждого по своему. Так бывает. И то, что вы пытаетесь донести другим носителям интеллекта, не всегда трактуется ими как надо. Жить с этими людьми, конечно, можно, но что делать, если непосредственно от них зависит успех вашего дела?

Как же работать в условиях, когда все люди разные? Элементарно — сделать их в чем-то условно одинаковыми. Отсюда и растут ноги, у человеческой страсти загонять людей в различные категории. Сангвиники и холерики, экстраверты и интроверты, жаворонки и совы. А можно и вообще по-простому поделить людей на «хорошие» и «плохие», или (чего уж мелочиться) сразу поделим всех на «я и дураки».

Все эти категории будут условными и относительными, и вот почему:

Рассмотрим на примере: мало кто будет спорить с тем, что можно разделить людей на левшей и правшей по принципу письма. В таком случае правши — те кто пишет правой рукой. Весьма определенная группа людей, выделенная по конкретному признаку, не так ли? И, тем не менее, почерк у всех этих людей разный. Один пишет криво, другой косо, этот в столбик, а этот — справа налево. Но все эти люди правши. То же самое можно сказать и про принципы, по которым люди воспринимают и анализируют информацию.

Или еще пример: научно доказано, что люди бывают как «жаворонками», так и «совами». Активность «сов» начинается во второй половине дня, а то и вообще ближе к вечеру, но в связи с некоторыми обстоятельствами такая «сова» может и дня не прожить в удобном ей графике. Виной тому может быть что угодно: работа, окружение, воспитание. Последнее, к слову, особенно страшно. Представьте человека, который каждый день через не могу встает в 8 утра, потому что его с детства к этому приучили и вдолбили в голову, что так правильно. Весь день он ходит злой и невыспавшийся с мешками под глазами, уставший, а вечером у него начинается естественный период активности. В результате засыпает он поздно ночью, встает опять рано и все движется по новому кругу. А когда он позволяет себе засидеться до 3х ночи и поспать потом до обеда, то это им же воспринимается как нечто запрещенное, неправильное. Вот поэтому разные люди, использующие разные принципы мышления бывают похожи, а люди из одной условной группы — совершенно разными. Вспомним нашего несчастного «сову», а ведь его окружение вполне может считать его «жаворонком» и вообще большим молодцом. Разница лишь в том, что у настоящего «жаворонка» все это выходит естественно, в то время как «сова» регулярно делает над собой осознанные усилия.

Несмотря на это, мы всё же мы можем выделить общие принципы в человеческом мышлении. Мы также можем их систематизировать. Но, благодаря этому, увы и ах, вы не научитесь понимать человека с полуслова. И секрета телепатии тоже нет. Ох, как представьте было бы замечательно, если бы дизайнер всегда знал, чего же хочет заказчик! Наверняка, человеку решившему эту важнейшую проблему современности, сразу дадут нобелевскую премию. Но увы, заказчик и сам часто не может четко сформулировать свои желания. Что уж говорить, про дизайнера, который решает их в меру своего понимания.

Продолжим: после прочтения этой книги вы не научитесь читать мысли людей, вы не научитесь ими манипулировать и заставлять щелчком пальцев делать то что вам нужно. Но вы определенно сможете лучше понять людей, понять их мотивы и действия и более эффективно выстраивать с ними коммуникацию зная некоторые свойства работы их мозга. Сколько не проводи митинги, сколько не устраивай планерки, сколько не нанимай консультантов по менеджменту — всё будет малоэффективно, пока вы не будете понимать людей рядом с вами. Их виденье мира может серьезно отличаться от вашего. «Ну как же ты не можешь это понять, это же очевидно» — достаточно расхожая фраза, но кому-то очевидно одно, а кому-то совершенно другое. И требовать от другого того что требуешь от себя, не зная принципов по работы его психики — совершенно напрасное занятие.

Эффективное управление персоналом подразумевает понимание внутренней мотивации человека и умение пользоваться его сильными сторонами. Вы узнаете о том на чем строится типология личности, какие признаки можно учитывать при определении типа личности, и то, как происходит взаимодействие людей разных типов. При этом мы утверждаем, что приведенная здесь типология основана на детальном изучении принципов мышления у многих людей. Тип человека один и не может меняться под воздействием внешних факторов. А значит есть какой-то островок стабильности в нашем изменчивом мире. Значит, что-то мы наконец сможем сказать о людях однозначно. Хотя бы то, что далеко не все они дураки, может пока вы просто не знаете как их понять…

Типология

Не все готовы принять на веру идею в то, что всех людей можно разделить на типы. Между совами (встают поздно) и жаворонками (встают рано) можно впихнуть голубей, которые где-то посредине. Между экстравертом и интровертом вставляют амбиверта, объединяющего качества и тех и других. Подобные усреднения смазывают любую теорию, предусматривающую категоризацию. Если двигаться таким путем, мы придем к тому, что захочется вставить какую-то новую категорию, где-то между амбивертом и экстравертом, и так далее. Если мы допустим существование амбивертов, больше не имеет смысла говорить о существовании интровертов и экстравертов. Насколько полезно будет узнать, что вы, допустим на 38,5% интроверт? Что это за число? Откуда оно взялось? Что с ним делать? Когда же вы знаете, что вы 100% интроверт или 100% экстраверт — это уже говорит гораздо больше. Как минимум, вы знаете о себе что-то наверняка. Другой вопрос, что нету четких определений для этих терминов, а значит и не понятно где находится грань между экстраверсией и интроверсией. Чем грубее мы будем их описывать (экстраверты общительны, интроверты замкнуты), — тем сложнее нам нащупать ту самую грань, которая делит людей на эти два типа.

Насколько вообще имеет смысл вводить какие-то типологии? Гораздо проще удовлетвориться тезисом, «все люди разные». Везде нужен «индивидуальный подход», но действительно ли у нас есть возможность изучать человека годами, чтобы выработать этот самый подход? Если в браке это ещё будет работать, то внутри компании — вряд ли. Люди приходят и уходят, процессы меняются, и двадцати лет на изучение друг друга ни у кого просто нет. Жесткий дух капитализма требует результат уже сегодня, а ещё лучше вчера. А это значит, что уже позавчера мы должны были начать работать как команда!

Известный бизнес-консультант, автор множества книг по оптимизации бизнеса, Ицхак Адизес распределяет руководителей по их функциональным ролям. Согласно его типологии каждый человек в компании может быть или P — производитель, или А — администратор, или E — предприниматель или I — интегратор. Производитель нацелен на производство готового продукта здесь и сейчас, администратор занимается оптимизацией этого процесса, предприниматель видит то как компания должна развиваться в будущем, а интегратор налаживает коммуникацию внутри команды ради достижения нужных целей. Все эти типы находятся в постоянном конфликте и вряд ли могут быть совмещены в одном человеке.

Подобная ролевая модель очень важна в бизнесе, а главное — подчеркивает важную мысль любых типологий людей: все мы разные и вместо того, чтобы пытаться совместить в себе все качества — нужно уметь пользоваться сильными сторонами других людей, уметь понимать их, не бояться доверять им, даже если их мнение противоречит нашему. Как определить свою функциональную роль согласно этой типологии? Насколько согласуется роль, избранная нами в бизнесе с нашим истинным я?

Мы предлагаем использовать более фундаментальный подход в определении типа личности себя и своих сотрудников, научимся видеть конфликты понимания в том как мы обрабатываем и доносим информацию. Определив свой истинный психологический тип вы сможете лучше определить свой функциональный тип, согласно типологии Адзизеса или кого-либо другого. И начнем мы наш экскурс в человеческую психологию, конечно же с Карла Гюстава Юнга. Ну, а какая серьезная работа по психологии вообще может без него обойтись?

Базис

Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875−1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют стойкие психологические отличия. Это отличия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология, которая десятилетиями применялась и уточнялась в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы», которая вышла в 1921 году.

С точки зрения типологии К. Г. Юнга каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип указывает относительно сильные и слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который является наиболее благоприятным для конкретного человека.

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. К тому же типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает преград, которые невозможно было бы преодолеть; не мешает людям развиваться, не устанавливает ограничений на свободу выбора человека. Психологический тип — это структура, каркас личности. Огромное количество разных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях вещания и поведения, не будут похожими друг на друга. Каждый человек имеет свой интеллектуальный и культурный уровень, свои представления о добре и зле, своем жизненном опыте, собственных мнениях, чувствах, привычках, вкусе.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две направленности (жизненные установки): экстраверсия и интроверсия.

В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам, внешние факторы являются движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мнений, чувств и опыта. Он наблюдателен, сдержан, стремится к уединению, склонный отдаляться от объектов, его интерес сосредоточен на нем самом.

Согласно теории Юнга, обе ориентации существуют в человеке одновременно, однако одна из них становится доминантной. Это исходит из того, что психика человека всегда динамически реагирует на изменяющиеся обстоятельства вокруг. Когда мы видим яркую вспышку света мы рефлекторно прикрываем глаза рукой, но это не является естественным положением нашего тела. Так и с психикой — на разные раздражители она реагирует по разному и при необходимости может выдавать не свойственные ей реакции, актуальные только в определённой ситуации.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этих противоположных ориентаций невозможно в полной мере объяснить все отличия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию и включил в нее психологические функции. Четыре основных функции, которые были выделены им, — это мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждение о жизненном опыте. Мыслительный тип судит о ценностях тех или других вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке позитивных или негативных эмоций. Чувственный тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». Согласно Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых — определить, истинным или ошибочным является опыт, который оценивается. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, приятным или неприятным является опыт.

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем или внутреннем мире, не оценивая их и не объясняя их значения. Ощущение являет собой непосредственное, безоценочное реалистичное восприятие мира. Юнг утверждал, что когда ведущей функцией является ощущение, то человек постигает реальность на языке явлений, так как будто он бы фотографировал ее. Интуитиция, напротив, полагается на предчувствие и догадки, схватывая суть жизненных событий. Когда ведущей функцией является интуиция, то человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытый смысл того, что он переживает.

Со времен Юнга прошло много времени, его концепциями пользуются психологи по всему миру. Отмечая значительную роль Юнга в становлении современной психологии, нельзя не отметить, что введенные им понятия были существенно доработаны и усовершенствованы современными психологами. На основе юнгианской модели, и путем комбинации 4х психических функций появились такие известные типологии как Майерс-Бриггс и соционика, а также другие модели предусматривающие существование 16 типов личности.